Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Профилактика нарушений в развитии стопы у детей раннего и дошкольного возраста

Дата: 14 августа 2018 в 00:33, Обновлено 14 августа 2018 в 00:34

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ СТОПЫ

У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Как и любое заболевание, плоскостопие легче предупредить, чем потом долгие годы заниматься лечением. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на развитии всего опорно-двигательного аппарата: изменяет положение таза, позвоночника, нарушает формирование правильной осанки, способствует развитию сколиоза и других сопутствующих заболеваний. Причины развития плоскостопия:

  • наследственная предрасположенность;
  • неправильно  подобранная обувь;
  • малоподвижный образ жизни, приводящий к слабости мышц и связок стопы;
  • излишняя нагрузка на стопу вследствие избыточной массы тела или неблагоприятного воздействия слишком интенсивных беговых и прыжковых упражнений;
  • специфические заболевания (рахит, полиомеелит, ДЦП и др.) и  травмы стопы (ушибы, повреждение мышц и связок и др.)

Недостаточное развитие мышц и связок стоп отрицательно сказывается на формировании основных видов движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и в дальнейшем может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата в целом, и свода стопы в частности, в дошкольном возрасте имеет огромное  значение.

Стопа ребенка состоит из мягких хрящевых тканей, которые легко деформируются под влиянием неблагоприятных внешних воздействий. Частичное формирование свода стопы (окостенение  суставов и связок) происходит к 7-8 годам, а окончательное – к 16 годам. Данный факт свидетельствует о том, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом не только для проведения профилактических мероприятий, но и для коррекции уже имеющихся отклонений опорно-двигательного аппарата. Так, например, мониторинг состояния здоровья наших воспитанников показывает, что диагнозы, связанные с нарушениями в развитии стопы у многих  детей снимаются уже через 2-3 года. В то же время наблюдается и отрицательная динамика в формировании стопы у детей, которые поступили в наш детский сад абсолютно здоровыми.

В дошкольном возрасте организм ребенка отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить выявленные врачами нарушения путем укрепления мышц и связок стоп. Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования гигиенических и природно-оздоровительных факторов, а также и физических упражнений и массажа.

Гигиенические факторы включают гигиену обуви и правильный ее подбор; гигиеническое обмывание ног прохладной водой перед сном, после хождения босиком.

Рекомендации по соблюдению гигиены обуви:

  1. обувь ребенка должна быть сделана преимущественно  из натуральных материалов, внутри с супинатором, поднимающим свод стопы.
  2. подошва повседневной детской обуви – в меру жесткая, гибкая и имеет каблук (5-10 мм). Многие производители делают подошву очень жесткой, практически не гнущейся. Также вредно носить ребенку дома вязаные «бабушкины» тапочки или другую обувь, в которой отсутствует нормальная подошва. Совсем не детская обувь – шлепанцы, формируют некрасивую походку, и самое главное, повышают вероятность получения ребенком травм.
  3. обувь должна соответствовать форме и размеру стопы, быть удобной при носке, не сдавливать стопу, вызывая в ней нарушение кровообращения. В то же время стопа ребенка не должна «болтаться» в обуви.
  4. по весу обувь – максимально легкая, достаточно жесткая с хорошим задником, обеспечивающим фиксацию пятки и правильную постановку ноги при ходьбе.
  5. длина следа обуви больше стопы ребенка в носочной части примерно на 0,5-1 см.

Следует остановиться отдельно на спортивной обуви, наличие которой обязательно при проведении физкультурных занятий на улице и в зале. Исключение составляют занятия, включающие корригирующую гимнастику, элементы лечебной физкультуры, специальные физические, массажные упражнения для осанки, стопы, которые проводятся без обуви.

Гигиенические требования к спортивной обуви:

  • минимальная масса, натуральный, мягкий, дышащий материал верха и стельки предохраняет стопу от перегревания и потливости;
  • гибкая, нескользкая подошва обеспечивает безопасность двигательной деятельности;
  • наличие супинатора в стелечной поверхности подсводной части обуви создает амортизационные свойства при беге и прыжках, снижает ударную нагрузку на стопу и на опорно-двигательный аппарат в целом;
  • соответствие обуви размерам стопы, возможность свободного движения пальцев в носочной части, закрытая носочная и пяточная части придают устойчивое положение стопе. Обувь с открытым носом или пяткой не является спортивной.
  • надежная фиксация в голеностопном суставе до щиколотки или выше без сдавливания и ограничения движений, верх обуви полностью закрывает подъем стопы. Именно поэтому для занятий физическими упражнениями не подходит открытая в верхней части обувь типа «чешки», «балетки», даже если она на резиновой подошве, т.к. в должной мере не удерживает стопу и не защищает травм.

Современными производителями представлены разные модели спортивной обуви для детей дошкольного возраста. Как показывает практика, наиболее оптимальный вариант  - это полукеды, кеды на шнурках, липучках, застежках, соответствующие приведенным выше гигиеническим требованиям. Родителям следует знать, что спортивная обувь нужна ребенку только для физкультуры и вредна для повседневного ношения в группе или на улице. Тяжелая кроссовая обувь из синтетических материалов на громоздкой, негнущейся подошве, предназначена, как правило, для прогулок, а не для занятий физическими упражнениями. 

Природно-оздоровительные факторы включают хождение босиком и другие закаливающие процедуры для стоп.

Хождение босиком закаляет, стимулирует нервные окончания, находящиеся в стопе, положительно влияет на работу внутренних органов. Очень полезны для детей ходьба босиком в теплое время года по естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке и др.), в холодное время года – по искусственным грунтовым дорожкам (емкости с промытой речной галькой). Не стоит впервые приучать ребенка к босохождению зимой, но весной и летом он вполне может бегать босиком по полу дома, по траве или песку на даче.

Закаливающие процедуры для стоп (обтирания стоп влажной салфеткой, контрастное обливание ног теплой и прохладной водой) проводятся в соответствии с индивидуальными особенностями детей и при отсутствии противопоказаний.

Специальные комплексы физических упражнений, направленные на укрепление мышц голеностопа, дают наибольший эффект в сочетании массажем, гигиеническими и природно-оздоровительными факторами. К ним относятся:

  • ходьба на носках,  на пятках с изменением положения рук;
  • захватывание и поднимание пальцами стоп мелких предметов, захватывание и поднимание стопами малого мяча, предметов (ленточек, мячей, игрушек и др.) и перемещение их в другое место;
  • сгибание-разгибание пальцев ног, сведение-разведение пяток и носков; круговые движения стопами внутрь и наружу в разных исходных положениях (сидя, лежа на спине, животе).

Очень полезно в домашних условиях выполнять следующие массажные упражнения:

  1. «Камни на сковородке». Понадобятся 1-1,5 кг плоских морских или речных камней, помещенных в емкость с низкими бортиками (подойдет обычная чугунная сковородка). Сковородка храниться под ванной, никому не мешает, но каждое утро она достается и  помещается возле умывальника. Ребенок в процессе умывания, чистки зубов стоит не на полу, а на сковородке. Но не просто стоит, а переступает, «топчется» с ноги на ногу, перекатывается с пяток на носки. Подошвы стоп получают полезный массаж, за счет которого тонизируются и внутренние органы.
  2. «Камешек в колечко». Ребенок сидит на полу, перед ним лежит 4 кольца (диаметр 20-30 см) и 4 плоских камешка. Пальцами ног нужно разложить камешки по кольцам.
  3. «Самомассаж». Хождение по массажным коврикам, самомассаж стопы массажными мячиками и специальными массажерами.

Таким образом, комплексное использование не только в детском саду, но и дома гигиенических и природно-оздоровительных факторов, а также и физических упражнений и массажа позволит укрепить свод стопы у наших воспитанников, осуществить профилактику плоскостопия.

<iframe frameborder="0" height="22" id="vkwidget1" name="fXDcc849" scrolling="no" src="https://vk.com/widget_like.php?app=2967519&width=100%25&_ver=1&page=0&url=https%3A%2F%2Fds51brest.schools.by%2Fpages%2Fstranichka-rukovoditelja-fizvospitanija&type=button&verb=0&color=&title=%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%20-%20%D0%A3%D1%80%D0%B0!.%20%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%22%D0%AF%D1%81%D0%BB%D0%B8%20-%20%D1%81%D0%B0%D0%B4%20%E2%84%9651%20%D0%B3%20.%20%D0%91%D1%80%D0%B5%D1%81...&description=&image=&text=&h=22&startWidth=779&referrer=https%3A%2F%2Fds51brest.schools.by%2F&16535319ad8" style="width: 180px; height: 22px; overflow: hidden; z-index: 150;" width="100%"></iframe>
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.